ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ        

История

 icon Историческая справка

 

ИСТОРИЯ КРАЕВОЙ СТАНЦИИ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ

 

Организация детского технического творчества детей и подростков в России относится к началу 1920-х годов. Его первые ростки обнаруживаются уже в 1920-1921 годах в трудовых кружках – столярных, слесарных, переплетных, работавших в школах и детских домах. В 1923 году по стране в большом количестве открываются Дома пионеров, в которых действуют технические кружки – электротехнические, теплотехнические, авиамодельные.

Тальменская школа 1 авиамодельный руководитель Забалуев В. Н 1

 

Создается Общество друзей воздушного флота, положившее начало массовому развитию авиамодельных кружков организовал С. А. Яковлев, впоследствии ставший генеральным конструктором самолетов. В октябре 1924 г. в Москве проводятся первые городские соревнования авиамоделистов-школьников, и в это же время в Туле проходит первая выставка детского технического творчества. В октябре 1926 г. по инициативе комсомола при активной поддержке Н. К. Крупской в Москве открывается Центральная детская техническая станция – специализированный организационно-методический и консультационный центр.

Тальменская школа 1 авиамодельный руководитель Забалуев В. Н 5

Большое влияние на развитие детского технического творчества в стране оказало постановление ЦК ВКП(б) от 25 июня 1928 г. «О состоянии и ближайших задачах пионердвижения», в котором говорилось, что «используя интерес ребят к труду, необходимо учить их работать сообща, воспитывать у них умение организовать труд и работать по плану (предварительные заготовки расчетов и чертежей, бережное отношение к инструменту, материалу и т. д.). Эта работа должна быть широко поставлена по линии развития всякого рода кружков юных техников, радиолюбителей, химиков, электротехников». 21 апреля 1932 г. было принято постановление правительства, которое указывало на необходимость создания в стране широкой сети детских технических станций, организацию их в каждом городе и районе. В соответствии с этим постановлением создаются внешкольные учреждения и на Алтае, где в сентябре 1937 г. была образована самостоятельная административная единица – Алтайский край В г. Барнауле начала действовать краевая станция юных техников. К этому времени в школах краевого центра и некоторых районов работали кружки «Умелые руки», слесарные, столярные и другие.

Тальменская школа 1 авиамодельный руководитель Забалуев В. Н 6

Для оказания технической консультации в августе 1938 г. было решено организовать при краевом аэроклубе авиамодельную лабораторию, которая стала центром развертывания авиамоделизма в крае среди школьников. В соответствии с постановлением ЦК ВЛКСМ от 3 ноября 1939 г. «О всесоюзных оборонных соревнованиях пионеров и школьников» в школах края началась массовая подготовка к соревнованиям по военно-прикладным видам спорта. По всей стране проводятся олимпиады и смотры детского технического творчества, отражающие передовую технику того времени. В 1940 г. в стране насчитывается уже около тысячи станций юных техников, свыше тысячи Дворцов и Домов пионеров, имеются отделы техники, работают 18 детских железнодорожных дорог, 2 детских порта, 10 детских речных флотилий, интенсивно возрастает численность технических кружков в школах.

Тальменская школа 1 авиамодельный руководитель Забалуев В. Н 2

В конце 1940-х – начале 1950-х годов в работе с детьми по технике в стране и в нашем крае уделяется большое внимание механизации и электрификации сельского хозяйства, созданию новых конструкций сельскохозяйственного оборудования, различных приспособлений, продолжают действовать многочисленные трудовые кружки: слесарные, токарные, столярные, переплетные и т. п. Новый период в развитии детского технического творчества в конце 1950-х – начале 1960-х годов совпадает с усилением внимания государства к науке и технике. Изданный закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» указывал, что еще более широко следует развивать различные формы самодеятельности молодежи в области техники. Изменилось не только содержание, но и методы обучения в целях всемерного развития инициативы учащихся. ЦК КПСС в тезисах по вопросам перестройки школы подчеркивал: «Особенно важно широко развивать в школах техническое изобретательство, работу учащихся по созданию новых приборов и моделей, технических устройств».

Тальменская школа 1 авиамодельный руководитель Забалуев В. Н 4

В эти годы техническое творчество на Алтае поднимается на новую, более высокую ступень, проводятся соревнования по модельным видам спорта (авиа, авто, судо), радиолюбительство в школах и во внешкольных учреждениях приобретает массовость. С каждым годом увеличивается число внешкольных учреждений. В 1975 г. в крае работало 9 станций юных техников. 36 Домов пионеров. В 1988 г. на Алтае действовало уже 10 станций юных техников, 7 профсоюзных клубов юных техников, 71 Домов пионеров, где имелись технические кружки, во многих средних и восьмилетних школах велась внеклассная работа по технике. 

В 1994 году на базе краевой станции юных техников был создан Алтайский краевой центр информационно-технической работы.

В настоящий момент Центр является образовательным учреждением смешанного типа. В структуре сочетаются образовательная, методическая и организационно-педагогическая деятельности, что и определяет потенциальные возможности учреждения в развитии как системы краевого уровня. Важно, что при этом Центр сохраняет статус образовательного учреждения и не переходит в разряд методических служб образования.

Исходя из организационной структуры, деятельность учреждения осуществляется по двум направлениям: 

• внутри учреждения (организация образовательного процесса, предоставление дополнительного образования);

• внешняя деятельность, направленная на развитие краевой системы дополнительного образования детей по техническому направлению.

Поэтому в Центре реализуется новая модель организации деятельности дополнительного образования, которая органично сочетает многолетние традиции и инновационные процессы.

В содержательном отношении концептуальная модель образовательного процесса представляет собой определенную структуру.

Алгоритм внутренней деятельности: образование → творчество → досуг → социальная практика.

Направления деятельности:

1. Учебно-воспитательная деятельность:

учебная деятельность Центра, которая осуществляется через функционирование объединений многопрофильного направления в соответствии с программами, утвержденными на методическом совете;

проведение конкурсных и массовых мероприятий;

организационная деятельность, направленная на совершенствование содержания, форм, методов работы по развитию профессионального творчества;

создание условий для разработки и внедрения различных программ по профилю (разноуровневых, интегрированных, авторских и пр.), анализ качества этих программ;

анализ и систематизация профильной педагогической деятельности (существующей и формирующейся) с учетом территориальной, профильной специфики, категории детей, индивидуальной и коллективной деятельности.

Алгоритм внешней деятельности: образование → достижения → социализация.

Направления деятельности:

1. Учебно-воспитательная деятельность:

проведение модульной школы в каникулярное время в течение учебного года по робототехнике и цифровому прототипированию;

организационно-методическое обеспечение летнего оздоровительного отдыха детей в рамках профильной смены.

обеспечение содержания образования педагогических работников образовательных учреждений края, в том числе формирование проблемно-ориентированных баз данных в соответствии с целями и задачами деятельности;

координация взаимодействия с вузами региона в сфере кадровой подготовки работников образовательных учреждений края;

создание единого информационного обеспечения учреждений дополнительного образования многопрофильной направленности.

DSCN4856

3. Научно-педагогическая деятельность:

организация научно-педагогических исследований в области развития творческих способностей детей и подростков в соответствии с профилем;

организация и методическая деятельность по разработке и внедрению форм спортивно-массовых мероприятий, направленных на развитие технического творчества, конкурсов, соревнований, конференций, фестивалей;

экспозиционная деятельность (проведение тематических, авторских и пр. выставок, конкурсов лучших работ учащихся, педагогов школ и учреждений дополнительного образования);

сетевое взаимодействие с вузами края и России.

1 212

Наиболее полно всем указанным выше направлениям деятельности, а также инновационному потенциалу Центра соответствует модель – ОТКРЫТОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

 
hotline temp  hotline temp volonteurs 100 let DO